первые шаги особые дети школа приёмных родителей советы психолога замещающим родителям замещающие семьи контакты
 

 

Семья как основа воспитания духовной личности

Борисова Наталья Владимировна Кандидат психол. наук, педагог-психолог ГОУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии № 43

Современная психология приходит к необходимости расширения и углубления мировоззренческих, философско-методологических оснований возрастной (и педагогической) психологии, усиления духовного аспекта психологии развития, осознавая, что большой материал по периодизации психического развития недостаточен. В частности, говорится о качественных преобразованиях сознания человека на основе духовно-нравственных ценностей, возникновении на определенных жизненных этапах новых потребностей, нового видения мира и самого себя (Слободчиков, Исаев, 2000). Действительно, психологическая наука должна отреагировать на особую чувствительность человека к экзистенциальным вопросам человеческого бытия в определенные периоды жизни. Следует также глубже осознать, что формирование внутреннего мира человека характеризуется действием противоположных духовных тенденций – созидающих и разрушающих его (Гостев, Елисеев, Фомин, 2006). Значимый вклад в психологию развития, возрастную и педагогическую психологию вносит наследие выдающегося ученого, мыслителя, публициста и общественного деятеля Ивана Александровича Ильина (1883-1954). Оно показывает, что именно духовное развитие является подлинным развитием личности. Воспитание должно заключаться в формировании духовной личности, умеющей утверждать свое духовное достоинство, способной противостоять соблазнам и искушениям. Воспитать ребенка значит заложить в нем основы духовного характера и довести до способности к самовоспитанию.

Огромное значение в духовно-нравственном становлении личности И.А. Ильин отводит семье. В педагогической психологии семья рассматривается как особого рода коллектив, выступающий как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Семья - первый коллектив, который дает ребенку представление о жизненных целях и ценностях, формирует базовые личностные качества ребенка. Известный психолог, педагог начала XX в. В.В. Зеньковский называл семью «духовным организмом». Теряя свое духовное единство, семья становится просто бытовой и социально-психической организацией. Только духовно целостная и здоровая семья может духовно питать детей, и тем самым быть полноценным органом воспитания. Исключительное место семья занимает в религиозном созревании ребенка, так как она является для него главным проводником религиозных чувств. Религиозное оскудение, столь остро проявившееся у христианских народов в XIX и XX вв. связано с разложением и упадком семейной жизни, с «духовным гниением», которое проникло в семью и отравило ее.

В философско-психологической концепции И.А. Ильина семья является не только естественной, но и священной общностью. Человек призван строить ее на любви, вере и свободе, научиться в семье «совестным движениям сердца» и подняться к таким формам духовного единения людей как Родина и государство. Подчеркивается, что судьба человека, его склонности и таланты, основы характера определяются в раннем детстве. Семью И.А. Ильин называет также «лабораторией человеческих судеб». «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» (Ильин, 2004б, с 183). При этом И.А. Ильин отмечает, что каждый человек остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи, как бы живым символом ее семейственного духа. Именно в семье ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?).

Раскрытие в человеке духовно-нравственного начала позволяет говорить об искусстве воспитания детей. Окружающий мир, отмечает И.А. Ильин, таит в себе множество личных неудач, болезненных событий и трагических судеб. Чтобы избежать этого, родители должны открыть детям путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья. «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели. И если мы подумаем, что следующее поколение все время вновь нарождается и воспитывается и что все его будущие подвиги и преступления, его духовная сила и его возможное духовное крушение – уже теперь, все время слагаются и созревают вокруг нас и при нашем содействии или бездействии, то мы сможем отдать себе отчет в том, какая ответственность лежит на нас» (там же, с. 184).

В эпохи, когда духовное начало начинает колебаться в людях, подчеркивает И.А. Ильин, безответственность родителей начинает возрастать от поколения к поколению. Тогда «священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут, его не строят» (там же, с. 186). В отношениях между родителями и детьми возникает некая «пропасть», которая увеличивается из поколения в поколение. Отец и мать перестают «понимать» своих детей, а дети начинают жаловаться на «абсолютную отчужденность». Это явление И.А. Ильин объясняет оскудением духовности: семья распадается вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает единение семьи, лишает ее главного, единственного, что может сплотить ее – чувства взаимной духовной сопринадлежности. Половая потребность создает не брак, а только биологическое сочетание (спаривание). Из такого сочетания возникает не семья, а «элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных».

Только дух способен творчески создавать и поддерживать «естество» семьи, чтобы успешно разрешать проблему создания нового лучшего поколения. Формулу брака И.А. Ильин характеризует так: «в любви и через любовь я создаю новую, лучшую и более свободную человеческую жизнь»; «я хочу создать свой собственный духовный очаг и в этом найти свое счастье». Эта формула противостоит психологии эгоцентризма: «я жажду», «мне хочется», «желаю наслаждаться моим счастьем» и т.п. Человек призван к тому, чтобы видеть в любимой женщине (мужчине) не только плотское начало, но и «душу» - своеобразие личности, «особливость» характера, сердечную глубину. Любовь только тогда является подлинной любовью, когда человек любит скрытую за смертным и конечным бессмертность и бесконечность, когда он ставит свою любовь перед лицом Божьим и Божьими лучами освещает и измеряет любимого человека. Из брака должно возникнуть духовное единство, в котором важно не душевное подобие, и не одинаковость характеров и темпераментов, а однородность «духовных оценок». Только такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи – осуществить духовное воспитание детей. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости и не выполняет своего назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке счастливы и умеют любить. Дети все перенимают и всему подражают, незаметно, но глубоко «вчувствуясь» в жизнь родителей, тонко подмечая, бессознательно следуя за «старшими».

Иными словами, в семье человек учится любить, из любви и от любви страдать, терпеть и жертвовать, забывать о себе и служить. Поэтому семья оказывается как бы естественной школой творческого самопожертвования, социальных чувств, альтруистического образа мыслей. В здоровой семейной жизни человек с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с любовным вниманием. В этом настроении он прикрепляется к домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела его в этой внутренней установке к обществу. Семья для ребенка - первое родное место на земле: сначала – место-жилище, источник тепла и питания; потом – место осознанной любви и духовного понимания. Семья для ребенка - первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где «один стоит за всех и все за одного». Она для него – «лоно естественной солидарности», где взаимная любовь превращает долг в радость и «держит всегда открытыми священные врата совести»

Семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение отечественную духовно-религиозную традицию. «Из этой семейной традиции и благодаря ей возникла вся наша… христианская культура – культура священного очага семьи: с ее благоговейным почитанием предков, с ее идеей священной межи, огораживающей родовые могилы; с ее исторически слагающимися национальными обычаями и нарядами. Это семья создала и выносила культуру национального чувства и патриотической верности. И сама идея “Родины” - лона моего рождения, и “отечества”, земного гнезда моих отцов и предков – возникла из недр семьи как телесного и духовного единства» (там же, с. 195).

Психологическое наследие И.А. Ильина показывает возможность преодоления отрицательных моментов, которые видятся современной психологией в любой иерархичности, воспринимаемой как тоталитарность. Так, в здоровой семье отец и мать, совместно представляют единый организующий авторитет. Благодаря этому ребенок учится в семье правильному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь, и научается мириться с присущим ему низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в озлобление. В этой естественной форме авторитетной власти ребенок убеждается в том, что власть, насыщенная любовью, является благостной силой и что порядок в общественной жизни предполагает наличность такой единой, организующей и повелевающей власти. Он начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять или порабощать подчиненного, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но, наоборот, призван помогать человеку двигаться к внутренней свободе.

Семья есть первая естественная школа истинной внутренней свободы. Ребенок должен принять из любви и уважения к родителям все их приказы и запреты, во всей их кажущейся строгости, вменить себе в обязанность их соблюдение, добровольно подчиниться им и предоставить своим собственным воззрениям и убеждениям свободно и спокойно созревать в глубине души. Благодаря этому семья также становится начальной школой для воспитания свободного и здорового правосознания. В наши дни созвучное И.А. Ильину о роли послушания в воспитании пишет Т.А. Флоренская. Послушание - есть любовь и доверие. Воля ребенка не подавляется, она укрепляется. Послушание требует отказа от своих дурных импульсов и желаний. Для их преодоления требуется усилие воли. На основе послушания старшим возникает душевная иерархия. Напротив, непослушание, следование своим неупорядоченным импульсивным желаниям порождает слабоволие и бесхарактерность. Т.А. Флоренская различает свободу и своеволие (произвол). Свобода – проявление духовного «Я». В своеволии проявляется эгоистическое «Я», не желающее считаться с другими, не признающее духовной иерархии человеческих отношений. Своеволие разрушительно действует как в общественной жизни, так и в душевной жизни самого человека. Отмечается, что непонимание значимости иерархии отношений и, следовательно, послушания характеризует «гуманистическое» направление педагогики и идейно связанной с ней «педагогики сотрудничества» с ее принципом «равноправия» учителя и ученика, воспитателя и ребенка. Семья является также первой школой здорового чувства частной собственности. Здоровая семья - органическое единство не только по крови и по духу, но и по имуществу, ибо имущество возникло именно из этого кровного и духовного единения, на пути труда, дисциплины и жертв. Чем прочнее и свободнее семья, тем обоснованнее является ее притязание на то, что создали и приобрели предки. Это есть притязание на их «хозяйственно-овеществленный» труд, всегда сопряженный с лишениями, страданиями, с напряжением ума и воли.

Здоровая семья учит ребенка драгоценным умениям. Она есть «самостоятельное творческое единство» и воплощение взаимопомощи и «социальности». Поэтому ребенок научается быть самостоятельной индивидуальностью и в то же время ценить и беречь семейную любовь и солидарность. Он научается основным проявлениям духовного характера - самостоятельности и верности. Ребенок научается пробивать себе в жизни дорогу при помощи собственной инициативы и в то же время высоко ценить и соблюдать принцип социальной взаимопомощи.

Литература

1. Борисова Н.В. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина. Дис. канд. психол. наук. М. , 2009.

2. Борисова Н.В., Гостев А.А. Становление личности в философско-психологическом наследии Ивана Александровича Ильина. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. М. 2010. Вып. 3(18). С. 142-159.

3. Гостев А.А., Елисеев В.А., Фомин А.Г. К проблеме концептуально-терминологического перевода святоотеческих описаний психологических реалий // Материалы конференции по истории психологии «IV Московские встречи». М., 2006.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг, 1924.

5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2004а.

6. Ильин И.А. Кризис безбожия. М., 2005.

7. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб., 2004б.

8. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2005.

9. Погорелов С.Т. Семейное воспитание в пасхальной традиции русской культуры // Семья России. Кострома, 2007. № 2. С. 45-50.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

11. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. М., 2001.

Специфика устройства детей с отклонением в развитии в семьи

Ни для кого не секрет, что каков бы ни был детский дом, а ребенку лучше в семье. И наши дети, конечно, не исключение. Скорее наоборот, детям, оставшимся без родительского попечения с ограничениями в умственном развитии, намного сложнее адаптироваться и социализироваться в обществе, если нет поддержки замещающей семьи. Давайте посмотрим, почему? В чем «особенность» таких детей?

Отклонения в умственном развитии – это такая особенность, при которой все их психические процессы – внимание, восприятие, память, мышление - не настолько хорошо развиты, как у обычных детей с сохранным интеллектом. Это значит, что для таких детей существует, как вы знаете, специальные школы, 8 вида. Следовательно, нам необходимо учитывать наличие коррекционной школы в районе проживания замещающего родителя. Вообще, устройство детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, начиная от просветительской работы, заканчивая работой по сопровождению семей. Основная сложность нашей задачи – это правильное построение информационной кампании. Здесь важно и не напугать и не солгать. Этот баланс соблюсти очень трудно.

Проводится более тщательная психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители. Уделяется внимание таким личностным качествам потенциального родителя как стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, уверенность в себе и своих силах, реалистичное восприятие действительности, знание дальнейших перспектив.

Мы должны доступно объяснять тем, кто готов забирать наших детей в семью, что такое умственная отсталость; учить разграничивать свои взрослые амбиции и потребности ребенка (например, если кандидат считает, что главное – это образование); помогать создавать взрослому такую развивающую среду у себя дома, которая соответствовала бы этим потребностям, без «перегрузок».

Поэтому, после групповой подготовки на «Школе приемных родителей» мы осуществляем индивидуальную подготовку. Здесь не должно быть никаких иллюзий и самообманов. Для того, чтобы избежать травмирующих обе стороны возвратов ребенка в детский дом, кандидаты должны в полной мере владеть информацией о механизмах нарушений, их причинах и последствиях. У кандидатов должно быть понимание того, что обучаться такой ребенок способен только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а в дальнейшем будет иметь ограничения в профессиональной деятельности. Специалист дает полную информацию об особенностях ребенка: указывает на его специфические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны. При этом очень важно подчеркивать именно положительные стороны ребенка, вселять в замещающих родителей уверенность в успехе, поддерживать их при неудачах.

Специалисты помогают замещающим родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. Ну, и конечно, специфика сопровождения для каждой семьи – своя, индивидуальная.

Формирование позитивного образа семьи

Я не буду много говорить о том, что для наших воспитанников крайне важно ориентироваться в вопросах семьи. Это одна из важных задач воспитания всех детей, находящихся вне домашних условий. Но дети, не имеющие интеллектуальных нарушений способны усваивать чужой опыт, анализировать характер общения в семьях друзей, знакомых. Дети же, имеющие отставания в интеллектуальной сфере, остаются беспомощными перед адаптацией в новых условиях, таких как вступление в новую семью, вхождение в самостоятельную семейную жизнь. Я остановлюсь на той возрастной категории детей, с которой работаю непосредственно.

Важной частью любой программы, в том числе и по формированию позитивного образа семьи, является диагностический этап. Проведение с детьми психологических методик, бесед по теме семьи, дома показывает разнообразие индивидуальных образов детей по данной теме. Чтобы не быть голословной продемонстрирую реальные результаты. Может быть что-то, уважаемые коллеги, вы почерпнете для себя и будете использовать в своей работе. Методики позволяют всесторонне оценить нарушения, связанные с представлением детей о доме, семье.

В работе по формированию у детей адекватного представления о доме важную роль играют процессы символизации и те виды деятельности, которые тесно с ней связаны (рисунок и игра). Способность к символизации является важнейшей функцией психики ребенка, начиная с 3-4 лет. Для развития этой функции очень важна изобразительная деятельность, которая может дополняться созданием наглядных моделей (например, конструированием) (Сучкова Н.О., 2008).

Изображение домов является значимым символом во всех культурах, естественным элементом детских игр. Через изображение домов дети могут выразить и осознать свои чувства и в какой-то мере удовлетворить ряд значимых потребностей (потребность в психологической безопасности, эмоциональном и физическом комфорте, признании и уважении границ Я, сохранении и восстановлении связей с близкими и др.). Для детей, перенесших утрату семьи, изображение домов является важной частью процесса психотерапии. Изображения домов дает возможность повторного переживания драматического опыта, благодаря чему личность может ощутить свою силу и превосходство над обстоятельствами. Художественные техники, связанные с изображением дома, не только дают возможность выявить те или иные нарушения представлений о доме детей, но и способствуют проявлению их творческого потенциала, развитию психомоторных навыков, способности к концентрации внимания и других психических функций (Сучкова Н.О., 2008).

Посмотрим на рисунки, посвященные тому, как дети представляют себе настоящую семью. Вот симпатичная семья, где присутствуют все члены семьи. Родители улыбаются, на рисунке изображен большой крепкий дом, рисунок красочный.

Вы видите довольно позитивный образ семьи, где есть оба родителя, есть дети, родители выглядят счастливыми и довольными. В противоположность этому рисунок, который вы видите сейчас. Рисунок содержит два малопонятных персонажа. Это герои мультфильмов, причем разных, и какое отношение к семье они имеют известно только автору. Другая интересная методика – коллаж. Цель данной методик - исследование ассоциаций, связанных с понятием дома, укрепление позитивной связи с образом дома. Для проведения методики необходимы: листы белой бумаги большого формата, картинки с изображением дома, людей, животных, деревьев и т.д., журналы с картинками, ножницы, клей, карандаши, фломастеры. Ребенку предлагается создать коллаж по теме «Мой дом» или «Моя семья». Можно использовать готовые картинки, вырезать картинки из журналов, рисовать, подписывать изображения.

Давайте посмотрим на данный коллаж. Что мы видим? На коллаже, посвященном дому, доминирует одежда. Образ дома является чрезвычайно емким символом, отражающим природную и социальную сущность человека, как осознаваемые, так и неосознаваемые аспекты его психического опыта. Понятие «дом» для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Это и кров, убежище, защита от непогоды и напастей внешнего мира, здесь можно укрыться, спрятаться, отгородиться. Это и место жительства, официальный адрес, где человека можно найти, куда можно писать письма. Это и символ жизни семьи, теплого домашнего очага. Представление о доме является одним из наиважнейших для человека понятий, включающим в себя такие характеристики, как опека, тепло, любовь, безопасность, надежность (Сучкова Н.О., 2008). На данном коллаже нет ни одного образа, отражающего то, что сейчас я перечисляла.

Вот другой коллаж. Он, конечно, содержит в себе избыток материальных ценностей, но здесь есть понимание дома и как уютного жилища, как места, где есть домашние животные, где есть теплое общение людей.

Одной из очень показательных методик является строительство дома из коробок. Из коробок больших размеров, используя природные материалы, карандаши, фломастеры, игрушки, фигурки из бумаги (люди, звери, дома, машины, деревья, облака, солнце и т.д.), предлагается построить дом, по желанию украсить его и «заселить» различными игрушками или вырезанными из бумаги фигурками.

Самый лучший путь, ведущий к формированию позитивного образа семьи для наших воспитанников – это, конечно, посещения реальных семей. Пусть даже редко, пусть только в выходные и каникулярные дни, но ребенок может получить очень ценный опыт. К сожалению, не все дети имеют такую возможность.

Формирование позитивного образа семьи реализуется как часть программы по подготовке воспитанников к жизни в замещающей семье. Проводится эта программа со всеми детьми, не только с теми, у которых есть реальный шанс перехода в семью. В данном направлении занятия разбиваются на следующие темы: брак, семья, рождение детей, родители-дети, родственники, семейные традиции и ценности и др.

Дети младшего школьного возраста для усвоения новой информации требуют подачи материала в такой форме, которая бы привлекла, заинтересовала, удержала внимание. Поэтому групповые занятия проводятся с опорой на презентации, содержащие яркие, в том числе анимационные, картинки, персонажей мультфильмов, знакомых детям героев сказок, детских фильмов и т.д. Цель подобных занятий - способствовать тому, чтобы представления о доме, семье стали более оформленными, приобрели позитивный характер.

Литература

Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии. СПб.: Речь, 2006.

Кохран Н. Техника «Разрисуй майку» // Практикум по игровой психотерапии / Под. ред. Х. Кэдьюсон, Ч. Шеффер. СПб.: Питер, 2000. С. 259-263.

Маллери Б., Мартин Р. Техника «Игра с коробками» // Практикум по игровой психотерапии / Под ред. Х. Кэдьюсон, Ч. Шеффер. СПб.: Питер, 2000. С. 277-281.

Сучкова Н.О. Выявление и коррекция нарушенных представлений о доме у детей-сирот с использованием художественных средств // Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / Под ред. А.И. Копытина. – М.: «Когито-Центр», 2008. С. 29-48.

 

 

 

Наш детский дом

Данный сайт является благотворительной деятельностью и никаких коммерческих целей не преследует
Hosted by uCoz